Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

ПервоМарт: «Даёшь прарыф!»

«Сапожник делает сапоги, столяр – столы. А что делает художник? Он ничего не делает: он "творит". Неясно и подозрительно».

Осип БРИК,

«Художник и коммуна»

1 марта - это День Неизвестного Художника, праздник, который в России с лёгкой подачи анархо-краеведов из группы «За анонимное и бесплатное искусство» (ЗАиБИ) отмечают уже около пятнадцати лет. Обычно в этот день проводятся выставки, концерты, хепенинги и кинопоказы. Именно это впервые состоялось в Саратове в Доме Архитектора с продолжением на следующий день в рок-кафе «Machine Head».

Каждый - художник

В первый день участниками действа стали по традиции праздника не обычные художники в привычном буржуазном контексте - интеллектуальные лодыри и заумные халтурщики, паразитирующие на теле общества. Помимо «кадровых живописцев» из альтернативного арт-цеха, в качестве творцов выступали все пришедшие на ПервоМарт. Они сами творили прямо на расположенных на сцене листах, под весёлый тон ведущего в бахилах и зимней куртке, рассказывающего в бумажный рупор про то, что каждый человек - художник, даже если об этом не знает, особенно в первый день весны, когда в человеке просыпается «Первичный Творческий Импульс». Получалась почти «стена дацзыбао» времён Великой Пролетарской Культурной Революции в Китае. Только в данном случае не стена, а сцена, на которой разложили получившиеся творения всех желающих. У кого-то вышли загадочные разводы, кто-то увлекшись процессом изобразил лица и символы, а кто-то намалевал на ватмане «Даёшь прарыф!»

Готовые работы тоже присутствовали в зале. Это развешенные при помощи бельевых скрепок на верёвках холсты молодых художников - Антона Касс, Дмитрия Ханбикова, Андрея Спиридонова, Дмитрия Голина и Ярослава Волкова, отдельно располагались работы Саши Кузьмича, выполненные в виде авангардистских панно.

Может быть этот колор?

Отдельно стоит сказать о театрализованных представлениях. Мини-«общество спектакля» творили как заранее, так и спонтанно. Первые - Сергей Дворников и три московских художника-цветафориста, называющих себя «Синий», «Жёлтый» и «Зелёный», устроили сцену с обливанием Дворникова красками, после чего его кинули на лист картона, оставив многоцветье разводов и подтёков акриловой краски. Кстати, в эйфории сего перфоманса, ребята умудрились вылить синтетический колер красного цвета на стену, чем вызвали неоднозначную реакцию со стороны руководства Дома Архитектора, потребовавшего смыть пятно. Но Сергей Дворников не растерялся, взявшись за закраску «недоразумения» другим колером совпадающей с цветом стен. Получилось с одной стороны весело, с другой никто толком не понял, что это был не очередной перфоманс, а банальное «заметание следов».

Свобода! Равенство! Пиратство!

Из спонтанных постановок выделилась сценка анархо- и маоистских краеведов, в защиту свободного творчества от рамок интеллектуальной собственности и приватизации искусства. Один из ребят начал баллончиком с краской малевать на холсте перечёркнутый знак авторского права (©) и подписал его «Свобода! Равенство! Пиратство!». В момент, когда граффити было готово, к нему подошли другие участники постановки, изображающие государство. Заломав «неизвестному художнику» руки, они вывели его со словами: «Это ещё что такое! Вы не имеете права. У вас нет разрешения».

В общем, первый день прошёл хоть и не совсем по традиции ПервоМартов (например в Москве обычно День Неизвестного Художника отмечают в недостроенных строениях, заводских цехах и катакомбах - «подвалах и выгребных ямах», как любят говорить устроители праздника), но вполне достойно и соответственно концепции праздника. Без модных трендов да буржуазных тусовок, на которых интеллигенция жует халявную колбасу, болтает о культуре, после чего пьет водку и трахается в туалетах.

Общество спектакля: pro et contra

Второй же день Первомарта прошёл под несколько вывернутым наизнанку лейтмотивом сторонников «анонимного и бесплатного искусства». Место пролетарской и футуристической эстетики заняла гламурно-буржуазная атмосфера. За 300 рублей (именно столько стоил входной билет на второй день) малочисленная «элитарная интеллигенция», чеша бороды, внимала подвешенные на тех же бельевых скрепках те же работы, слушая рок-н-ролл команд «Декорации» и «Визави», и недоумевая над тем, как Сергей Дворников с москвичами-цветафористами делали гимнотипии (отпечатки) женских тел на холстах. Получались, конечно, оригинальные картины, выполняемые оригинальным способом, в не менее интересной постмодернистско-рок-н-ролльной атмосфере. Однако если 1 марта и был апофеозом «общества спектакля», то как пародия и радикальная рефлексия на мир отчуждения и угнетения, второй же день праздника стал тем «обществом спектакля» где, мир выветренного и вывернутого наизнанку смысла стал повседневной реальностью.

* * *

Очень хочется надеяться, что в будущем Дни Неизвестного Художника будут проходить в более адекватной атмосфере, тем более что при всех минусах второго дня, первый саратовский ПервоМарт не «вышел комом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон ЗИЛЬГЕНШУХЕР

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2007. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz