«ВСПЫШКА» СВИНГУЮЩЕГО ЛОНДОНА И
«ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ
Какая вещь больше всего достойна считаться символом современной «культуры»
капиталистического общества — общества потребительства.
Рискну предположить, что этой вещью является телевизор. Миллионы людей живут по
заученной схеме: сон — работа (учеба) без удовольствия — ТВ-ящик — сон.
Периодически в этот круг попадают водка, наркотики и бездуховный секс (или как
вариант мастурбация). С помощью так называемой «массовой культуры», а телевизор
сегодня является ее основным проводником, происходит ежедневная духовная
кастрация миллионов людей. «Массовая культура» есть
специфический вариант мещанской культуры, она, как и современное государство,
призвана защищать и охранять диктатуру буржуазии. Ее отличительная особенность
в том, что она гиперагрессивна и претендует на полное
вытеснение всех других культур, на полное уничтожение альтернативы себе. За
внешней безобидностью фильмов про похотливых школьниц и ментов
скрыто мощнейшее оружие, превращающее человека в раба.
Но ведь показывают же иногда хорошее старое кино, — возразят мне. Действительно показывают, но очень-очень редко и в совсем неподходящее время. Капля меда не исправит положения в бочке дегтя. Про кино с глубоким смыслом сегодня предпочитают вообще не говорить, либо же выставляют его в непривлекательном свете. Зато какие деньги тратятся на рекламу новых боевиков, сколько им уделяется место в печати! В результате наблюдаем среди населения, особенно среди молодежи, духовную деградацию и полную неспособность мыслить. Все логично — именно такое тупое поколение «пепси» и нужно буржуазии, ведь рабам опасно думать. А какие надежды связывали с появлением кинематографа! Революционное искусство! Средство просвещения и освобождения людей! … А что мы видим сегодня?…
В середине двадцатого века молох массовой «культуры»
уже был сформирован и уже претендовал на тотальность. Но в кинематографе, как и
в литературе с музыкой, нашлись режиссеры-художники, верные не Золотому Тельцу,
а искусству и принципу свободы. Одним из них был итальянец Микеланджело Антониони. Наравне с Годаром и
Феллини, его можно смело назвать величайшим мастером кино того времени. Сегодня
пойдет речь о его культовом фильме «BLOW UP»,
который переводят двояко, как «ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ», тем самым
связывая его с профессией главного героя и с событием, произошедшим с ним, и
второй вариант, как «ВСПЫШКА», и тогда это будет символическое обозначение
случившегося в творчестве Антониони во второй
половине шестидесятых годов.
Свингующий Лондон 1966-го года. Столица Туманного Альбиона, все
еще пропитанная духом викторианской эпохи, внезапно превратилась в мировой
центр молодежной жизни. Музыканты THE BEATLES, THE ROLLING STONES, THE WHO и THE
YARDBIRDS (эта группа и ее гитаристы-виртуозы Джефф Бек и Джимми
Пейдж непосредственно принимали участие в создании фильма BLOW UP) доводят публику до экстаза. Время
рока, увлечение гашишем и общедоступность противозачаточных пилюль…Казалось, старушка-Англия на пороге серьезных
перемен и что именно английской молодежи предстоит первой совершить прорыв в новый мир…
Однако, пройдет пара лет…МАЙ-68
во Франции, переход “от протеста
к сопротивлению” в Германии, “праздник жизни” в августе 68-го в Чикаго…захват университетских
кампусов и битвы на баррикадах… ССНС, СДО и йиппи… Кон-Бендит, Дучке, Рубин и Хоффман…
Почему же Англия осталась
в стороне? Почему в ней
не было настоящей
борьбы?
Нет, конечно же были антивоенные демонстрации,
появлялись молодые бунтари, левеющие интеллектуалы, замечательные рок-музыканты… Но размах был не
тот: английский бунт 60-х оказался более чем поверхностным, до настоящей борьбы
— политической борьбы — практически никто не дорос, в отличии от многих молодых
людей в Германии, Франции, США.
Посмотрим, хотя бы на среднего английского «хиппи». В
будни это, одетый в цивильный костюмчик, смазливый клерк. На уик-энд же он одевает рваные джинсы (скорее всего приобретенные уже с
дырками в какой-нибудь лавочке) и отправляется в клуб, где курит траву,
принимает ЛСД или участвует в групповом сексе. Этим протест и ограничивается.
Революционное начало в движении хиппи, движении,
зародившемся в США в 1965-1966 годах, не нашло благоприятной почвы для развития
в английской среде. В Англии впервые, уже в 60-е годы, произошел процесс
превращения бунтаря-хиппи в безобидную для буржуазного общества «клюху» (производное от «клуба любителей хиппи»).
Аналогичный процесс в других европейских странах и в
США произошел лишь в 70-е. Капиталистическая система, оставив внешнюю форму,
уничтожила сущность и великую мечту движения.
Какова же эта английская почва, в чем ее суть? Ведь
вроде было все так прекрасно в 66-ом году, как много было тогда надежд.
Необходимо посмотреть более внимательно, необходимо «фотоувеличение» — BLOW UP.
В
основе сюжета фильма лежит рассказ
Хулио Кортасара “Слюни дьявола”. Вначале интрига строится по каноном
детектива: модный фотограф случайно снимает в парке момент убийства: не поверив своим
фотографиям, он едет в парк и находит
в кустах труп пожилого мужчины, которого он снимал
обнимающимся с молодой женщиной (ее сыграла
Ванесса Рэдгрэйв — актриса, известная своей активной
гражданской позицией, участница многих антиимпериалистичеких
митингов и демонстраций). Детектив на этом кончается и начинается исследование
духовной сущности английского полуреспектабельного
общества 1966 года. Важно отметить, что фильм очень актуален и сейчас, особенно
у нас в России: приглядитесь в жизнь крупных городов и
вы увидите огромное количество таких «богемных фотографов»…Та же жизнь с
«широко закрытыми глазами», тот же страх перед реальностью и отчуждение.
Что значат для героя женщины? Для него они лишь
надоевшие куклы, он от них устал: посмотрите с какой небрежностью он общается с моделями.
Но что ужасно – большинство девушек сами добровольно стремятся быть куклами!
Разве сегодня мы не видим то же самое! Героиня Ванессы Рэдгрэйв
— женщина-тайна, она заинтересовала фотографа. Он пытается разгадать ее и,
разгадав, вскоре сам становится этому не рад. Герой не идет до конца в своих
поисках, он даже не мучается классическими вопросами: кто убил? за что? кем?, он желает лишь разделить с кем-нибудь свою
взволнованность от встречи со смертью, рассказать кому-нибудь то, что он узнал,
но наталкивается на стену полного равнодушия к миру.
А был ли мальчик? Было ли убийство? Легче все побыстрее забыть: погрузиться в наркотический сон,
развлечься с девицами или на худой конец…поиграть в теннис без мяча, как это
происходит в символической сцене в конце фильма.
Все так делают. Это правила игры в капиталистическом
обществе. Если ты не согласен, то ты обречен… Хочешь
стать моделью — вход через постель… Хочешь сказать правду — рискуешь попасть в
сумасшедший дом.
Герой фильма по природе своей не готов бороться, какое-там бороться! — будучи смазливым буржуазным типом, но попав в «пограничную ситуацию», совершив своеобразное
путешествие, столкнувшись с убийством и увидев всеобщее безразличие, осознав
абсурдность существующей системы, он не становится лучше и свободнее, он не
выбирает путь бунта, а выбирает путь трусости и возвращается туда, откуда
пришел — в иллюзорный мир.
«ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ» — фильм о равнодушии, этой, может
быть, самой опасной болезни духа. Антониони выносит
суровый приговор капитализму: это общество столь равнодушных людей, что у них
атрофировались нормальные человеческие чувства, он предупреждает: при таком
всеобщем равнодушии может совершиться любое преступление — не только одиночное
убийство, но и массовое уничтожение людей.
Фрэнк
ДЖЕКСОН