Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | графика | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

«Бутовский поджигатель» как коллективное бессознательное россиян

«Телезрители, радиослушатели и читатели газет полны сочувствия к «бутовскому поджигателю», ведущему борьбу с частным автотранспортом», пишет близкая Кремлю российская деловая газета «Взгляд» в статье с отдающим полицейским пафосом названием: «Робин Гуд против России. Откуда исходит угроза гражданскому миру». Радуются не только «бунтари-интеллигенты», пишет издание, но и вполне добропорядочные граждане. По мнению журналистов, поджоги автомобилей несут большую угрозу существующему порядку, чем марши несогласных, Лимонов и Каспаров вместе взятые.

Действительно, не все осуждают поджигателя, многие пользователи Рунета называют его Народным мстителем, а его действия — «городской герильей», дают советы как не попасться и распространяют пиротехнические знания.

Почему российским властям и лояльной к ним прессе «поджигатель» кажется таким опасным?

Поджигателей много

Поймать поджигателя машин, действующего в одном из районов Москвы — Бутово — не так уж сложно. Особенно в лужковской столице, где на каждого жителя приходится чуть ли не полтора милиционера. Но в том-то и дело, что поджигатель уже не один, их по крайней мере десятки.

Волну поджогов, которая уже распространилась за пределы Москвы — на другие крупные российские города, — спровоцировали СМИ. В условиях практически полного отсутствия политики (кроме официальной кремлёвской), российские СМИ смакуют подробности криминальных происшествий. Так было и 30 мая, когда в районе Бутово на юге столицы загорелись 14 машин, в том числе, джип Grand Cheroоkee стоимостью свыше 50 тысяч долларов. Пожар сопровождался громкими взрывами — были уничтожены десять автомобилей на улице Куликовская, а затем ещё четыре на бульваре Дмитрия Донского. На следующий день электронные СМИ соревновались, кто же покажет более подробный сюжет происшествия. Следующей ночью на Ленинградском шоссе вспыхнули еще три автомобиля, а еще через сутки в Ясенево горели Ford Focus, BMW и «Газель». Пошла волна…

Всего с 30 мая по 7 июня в разных районах Москвы сожгли 28 автомобилей, поджоги происходили почти каждую ночь. И уже тогда наблюдатели говорили о том, что это не могло быть делом рук одного человека — машины вспыхивали практически одновременно в отдалённых друг от друга концах мегаполиса. В тоже время правоохранители настаивали на том, что поджигатель один, причём почему-то «психически нездоровый». За голову поджигателя была установлена награда в 1 миллион рублей.

Ещё автомобили горели в Санкт-Петербурге, Вологде, Перми, Костроме и других городах. 9 июня МВД приняло решение не комментировать поджоги и не давать информации прессе о новых происшествиях. Таким образом, сейчас нет достоверной информации, насколько массовым стало движение «поджигателей». Ясно одно — уничтожение автотранспорта стало общенациональным явлением.

Кто виноват?

Пресса выдвигает ряд «конспирологических» предположений о том, кто стоит за серией поджогов. Наиболее популярные — страховые компании и «радикалы». Однако, эти версии не выдерживают критики. Прибыли страховых действительно серьёзно увеличились за время «войны с автомобилями», — только спрос на полисы «каско», которые покрывают в том числе и ущерб от пожара вырос в Москве на 10%, а это немалые деньги. Хотя страховщики в погоне за прибылью, конечно, могли пойти на преступление, но сейчас очевидно, что они лишь запустили уже довольно массовое движение поджигателей. Так что маловероятно, что страховые компании стоят за каждым из подобных случаев.

Что касается так называемых «радикалов» — под этим названием журналисты объединяют левых радикалов (коммунистов и анархистов) и неонацистские ультраправые группировки — то их организации плотно контролируются МВД и ФСБ, которые не преминули бы образцово-показательно изловить и посадить «экстремистов». Правых радикалов, к тому же, интересует только уничтожение собственности тех, кого они считают «инородцами», а ночью их автомобили никак не отличишь от авто «истинно-русских» людей.

Левые, конечно, могли бы быть причастны к уничтожению автомобилей, но они более четко придерживались бы «классового» подхода — горели бы только дорогие иномарки. К тому же ни одна из существующих в России леворадикальных организаций не могла бы действовать столь масштабно и организованно.

Поджоги автотранспорта — это социальное явление, стихийное, не контролируемое какой-либо организацией или группой. Одного из поджигателей уже поймали, им оказался 52-летний грузчик столичного гастронома Василий Генералов, он в нетрезвом виде поджог грузовик «ЗИЛ». На Генералова повесили ещё несколько поджогов, в которых он, по сообщениям прессы, «сознался» — уж слишком он удобный обвиняемый, как раз представитель «пьяного быдла». Однако, за день до этого, согласно сообщениям МВД, был пойман «50-летний Николай Г. из Тульской области», судя по всему трезвый, который тоже сознался в поджогах. Людей ловят, они сознаются, но поджоги не прекращаются. Почему?

Дело в том, что у масштабного социального явления всегда есть глубокие общественные корни, а вот решить социальную проблему, воюя не с причиной, а со следствиями, к тому же полицейскими средствами — ещё никому не удавалось (кроме Гитлера, Франко, Салазара, Пиночета и прочих «замечательных ребят», до которых Путину с Медведевым ещё пока далеко).

Что делать?

Показателен тон Интернет-дискуссии вокруг поджогов. Аудитория разделяется примерно пополам. Одна сторона говорит о «маньяках», «психически нездоровых» людях и выражает желание устроить над поджигателями суд Линча. Вторая же часть не менее горячо сочувствует поджигателям. От самой дискуссии у меня возникло стойкое ощущение дежавю. Точно так же развивались сетевые баталии во время забастовки на заводе «Форд» в Ленинградской области, когда одна часть интернетчиков выражала солидарность с бастующими, а другая называла их «взбесившимся быдлом» и призывала вернуть рабочих на конвейер силами ОМОНа.

В обществе, как в электродинамике, когда возникает слишком большая разность потенциалов — пробегает искра. Вот такие искры полемики разных общественных полюсов мы можем наблюдать вокруг бастующих рабочих или «мстителей», поджигающих иномарки.

В древности пеший и конный составляли два разных общественных класса. Современное российское общество разделено на тех, кто может позволить себе купить автомобиль и тех, кто не может и, скорее всего, не сможет никогда. Можно сколько угодно называть таких людей «быдлом», советовать им «нормально работать» и прочими способами демонстрировать свою «высокую культуру среднего класса». Но следует также помнить и о том, что наше общество устроено так, что условием его существования является наличие людей, которые не могут купить личного авто. И не потому, что они плохие, ленивые или тупые, а потому что общество устроено так, оно приготовило для них такую нишу.

Если бы все могли быть богатыми, капитализм не смог бы существовать — это теоретически и практически доказанная истина, которую не берутся опровергать даже правые идеологи, они лишь объявляют бедность «полезной».

Поэтому нечего удивляться, что эти «вечные пешеходы» могут недолюбливать счастливых обладателей иномарки. Вы считаете их «быдлом»? Так не удивляйтесь, что они относятся к вам точно также.

Конечно, люди, паркующие автомобили на улице — вовсе не олигархи, на головы которых действительно мог бы пасть гнев «народного мстителя». Но народное сознание не всегда верно определяет цель мести. Например, английские рабочие-луддиты в эпоху промышленной революции ломали паровые машины. Поставив машину, владелец предприятия мог избавиться от «лишних» рабочих рук, так что именно в машине луддиты видели врага, который лишает их куска хлеба. И лишь потом рабочие научились организовывать профсоюзы, выдвигать экономические и политические требования. Кстати, именно британские рабочие, а вовсе не просвещенные джентльмены-либералы, завоевали всеобщее избирательное право…

Будем надеяться, что и в случае с поджигателями «бессмысленный» бунт превратится в осмысленное движение, добивающееся изменения социальной системы, а не просто выплёскивающее свой гнев на ближайший раздражитель чувства справедливости.

Кстати, движение поджигателей — ещё одна иллюстрация к вопросу о том, почему не имеет поддержки либеральное антипутинское движение. «Бутовский поджигатель» направляет свои удары против Собственности. В то время как российские либералы не довольны системой власти, а вот как раз распределение собственности небедных либералов вполне устраивает. В отличие от народа.

Виктор ШАПИНОВ

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2009. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz