Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | графика | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

A.C.A.B.!

Х/ф «Кремень» как зеркало полицейского государства

Производство: Россия (© «СТВ», 2007).

Режиссер и автор сценария: Алексей Мизгирёв.

В ролях: Евгений Антропов, Анастасия Безбородова, Карэн Бадалов, Олег Васильков, Александр Голубев, Дмитрий Куличков, Татьяна Насташевская, Сергей Шеховцов и др.

Оператор: Вадим Деев.

Продюсеры: Сергей Сельянов, Андрей Рыданов.

Что-то в последнее время отечественный кинематограф стал относительно частенько радовать актуальной рефлексией на острые и, казалось бы, «запретные» в путинскло-медведевской России темы. Не успела публика опомниться от гротескового угара «Пыли» Сергея Лобана, экзистенциальной трагедии «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, болезненной апокалиптичненькой веньеточки «4» Ильи Хржановского и несвойственного Алексею Балабанову антиревизионистского трэша «Груза-200», как на экраны вышел «Кремень» — дебютная полнометражная лента недавнего выпускника ВГИК Алексея Мизгирёва, также рассказывающая о жизни по ту сторону напускного глянца и канонад патриотического официоза. Есть оговорка: в отличие от вышеупомянутых фильмов, «Кремень» — это не интеллектуальное кино для ценителей концептуального сюжета да прочих замороченных контркультурных финтифлюшек, а своего рода чернуха в самом банальном, с точки зрения жанра, смысле. Однако это никоим образом не отменяет тот факт, что «Кремень» — пример мощной социальной критики. Но обо всём по порядку.

Сюжет весьма прост и незатейлив. Отслужив в армии, обычный альметьевский пацан Антон Ремизов едет в Москву, куда с родителями переехала его землячка Занаида, которая, как кажется Антону, ждёт его и любит, поскольку когда-то прислала в армию свою школьную фотографию. На деле оказалось, что никаких чувств к дембелю девушка не испытывает, да и поведение молодого человека отнюдь не соответствует её вкусам. Антон по провинциальному прост и отчасти наивен. Он использует голову для разбивания бутылок и открывания орехов, вдобавок исполнен армейских «шуток», навеянных рабовладельческой эстетикой российского милитаристского аппарата. Рефреном через всю ленту проходят его слова «твёрдость не тупость», «могу ответить», «Москва, каникулы, подарок», «а ты помогай мне себя простить, помогай», «нейтралитет, Швейцария»…

Почти смирившись с отказом Зинаиды, Антон решил отправиться восвояси, но после инцидента возле вокзального туалета, где его избивает мент, парень решает остаться в столице и… устраивается в милицию. С этого момента начинается проявление личности Антона. Ему, конечно, непривычно поначалу: «здесь не то, что на гражданке, здесь Москва». Но главный герой быстро осваивается в коррумпированной среде полиции, крышующей за откаты всё что можно — от автомастерской дяди Коли, отца Зины, и забитых таджикских гастарбайтеров до общежития, ставшего публичным домом восточных проституток.

Главный герой становится подобным своим новым сослуживцам: участвует в избиениях невиновных, в получениях взяток и даже подкидывает гранату дяде Коле, чтобы таким странным и страшным способом добиться Зины. В общем, беспредел полиции — это основное послание авторов фильма. Люди в серой форме отмазывают убийцу несчастной восточной проститутки и «вешают» преступление на бедолагу-таджика, они отбирают автомобили за отсутствие денег на взятки, они унижают и обирают гастарбайтеров, они участвуют в наркобизнесе (некоторые из копов, похоже, сами не прочь от потребления зелья как, например, сержант из Самары)…

Ещё одна примечательная сторона фильма — в нём нет как таковой Москвы, зажравшейся и паразитической. Здесь даже нет и москвичей, есть только приезжие. Поначалу кажется, что этим режиссёр хотел сказать, мол «понаехали тут», но не тут-то было! Основной мессидж здесь — паразитический мегаполис, как квинтэссенция империализма, требует жертв. Либо ты попадаешь на крючок крышующим тебя копам, отдавая им дань. Либо, гонимый нуждой ехать в богатый город, на птичьих правах занимаешься всей черновой работой: от обслуживания сексуальных прихотей местных обывателей, до подметания говна со столичных мостовых, при этом подвергаясь опасности не только со стороны бритоголовых отморозков, но и представителей власти. Либо попадаешься в сети «правоохранителей» не на правах жертвы полицейского произвола, но винтика этой системы, случайно попавшего сюда, и теперь волей-неволей служа интересам чёртова колеса круговой поруки.

Правда, есть в ленте и спорные моменты. Эпизод со «спасением» Антоном проститутки и расправой над коллегами весьма отдаёт эстетикой «Брата» — этакий свой парень «наносит ответный удар» несправедливости, становясь разоблачителем «оборотней в погонах» и героем газетной статьи. Здесь хеппи-энд несколько вписывается в концепцию официозного путинского кинематографа с его многочисленными ультрамыльными тянучками, занимающими своей патокой почти весь primetime центрального телевидения, и засильем официозных «положительных» образов (силовиков, вояк, домоседствующих обывателей и офисного начальства). Но, так или иначе, общее впечатление, от ленты, как и сам её посыл сильно отличаются от официоза. Оставаясь в системе «министерства любви», главный герой вряд ли изменился. Хотя в одном из последних эпизодов Ремизов совершает ещё одно «доброе дело» — «отмазывает» мужика пролетарского вида от притязаний другого мента, — очевидно, что этот «жест доброй воли» отнюдь не является шагом к «революционному самоубийству». Это всего лишь мелкая напускная фишка, зависящая от настроения главного героя в определённый момент и лишний раз доказывающая тот факт, что исключения лишь подтверждают правило.

В конечном счёте, изменить эту систему невозможно. Можно лишь радикально, раз и навсегда покончить с ней, сметя капиталистические отношения в урну страшного прошлого.

Maoist Dog

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2009. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz