Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | графика | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

Гримасы знакомого пути

Рахим Амриев стал самым младшим из тех, кто погиб «при оказании вооруженного сопротивления» сотрудникам силовых структур в Ингушетии. Точней — ему почти удалось им стать, когда группа сотрудников спецслужб решила пойти знакомым путем и, по свидетельствам очевидцев, положить возле трупа автомат. Еще немножко — и, возможно, стал бы даже амиром какого-нибудь района, чем черт не шутит. Уничтоженным, разумеется, амиром (именно таких амиров в Ингушетии подавляющее большинство). Но не стал. Загвоздка вышла в том, что на момент, когда пуля, выпущенная из ствола ликвидатора, попала Рахиму в спину, убив его наповал, парню было шесть лет.

Его убили в рамках какой-то спецоперации по розыску непонятно кого, которыми сейчас кишмя кишит Ингушетия, которые толком никем не отслеживаются и принимает в них участие тоже неизвестно кто. Какие-то спецслужбы, вооруженные люди. Потом концов бывает не сыскать. Но в данном случае — спецподразделение ФСБ. Ранним утром 9-го ноября они заехали в селение Чемульга, нашли нужный им дом, стали орать в громкоговоритель, ворвались в дом, матом и криком уложили взрослых и детей на пол, открыли беспорядочный огонь. Мать ранили, сына убили. Зачем? Сложно сказать. Быть может, в пылу сражения. Хоть вряд ли: мысль о сопротивлении едва успевшим проснуться людям и в голову не пришла. Тогда, может быть, в каком-то другом пылу. Когда пыл закончился, призадумались, как быть. Боевика-то никакого в доме не оказалось, со всех сторон соседи в ужасе на происходящее смотрят, и не вполне понятно, как быть. Боевика нет — а мертвый мальчик есть. И знакомый, привычный в таких ситуациях путь действий выходит, что отрезан.

…Знакомый путь — он в Ингушетии какой, если ты сотрудник спецподразделения? Застрелил кого — не горюй, а место происшествия поскорее оцепляй, гони свидетелей прочь, а мертвому в руку — пистолет. Не лезет в руку — рядом клади, да протоколируй. Или гранату клади. Пистолета с гранатой, может, и жалко, но как ты его рядышком положишь — так убитый тобой парень уже и не студент, и не парень, и вообще никто, а только застреленный при оказании сопротивления боевик. Вот этим самым путем шли сотрудники спецслужб к убийству шестилетнего Рахима. Можно оглянуться теперь на некоторые этапы этого пути.

30 августа 2007 года был застрелен Ислам Белокиев, ему было 19 лет. Он торговал на рынке в Назрани машинными маслами, он пошел с рынка домой, когда его окликнули люди из припаркованного вблизи автомобиля. Он обернулся к ним — они его застрелили. Очевидцы, бросившиеся к упавшему парню, но оттесненные прочь, говорят, что он был жив еще минут сорок, двигался, вздрагивал, пока несколько десятков сотрудников федеральных спецподразделений в шлемах и масках делали из него боевика. Говорят, в руку умирающего вложили пистолет и несколько раз выстрелили в воздух. Потом пистолет и запал от гранаты оставили рядом на земле. Местную милицию, прокуратуру и врачей допустили к телу только когда труп остыл, а «боевик» уже был подготовлен к бодрому рапорту в СМИ: «Ислам Белокиев при проведении операции по его задержанию оказал вооруженное сопротивление и ответным огнем был убит. На месте происшествия обнаружены пистолет ПМ и самодельная граната «хаттабка»». Написали, что он был членом НВФ. В июле, написали, расклеивал на стены Назранских зданий листовки.

Не подвел знакомый путь и через пару дней, 3-го сентября, когда в Карабулаке убивали двадцатилетнего Апти Далакова, хоть, если честно, тогда дело чуть не сорвалось. Этот Далаков с друзьями вышел из компьютерного клуба, когда, как рассказывают очевидцы, человек тридцать в масках и сферах начали против него спецоперацию. То есть — беспорядочную стрельбу вслед молодым людям: те с перепугу бросились бежать от выскочивших из машин яростно стреляющих ликвидаторов. Далакова нагнали на территории детского сада, выстрелили в спину — и готовенький «террорист» почти получился. Крикнули еще перепуганной стрельбой тетке, чтоб окно закрыла, потом контрольный выстрел парню в голову, на землю рядышком — гранату, всё путем, знакомым… Но вот тут возникли проблемы. Во-первых, очень несвоевременно на выстрелы подкатили сотрудники ГОВД и бойцы республиканского ОМОН, чья база находится поблизости, и потребовали объяснить, что происходит. Объяснить происходящее было сложно, поэтому пришлось угрожать им оружием. Во-вторых, у детского сада некстати собралась толпа возмущенных граждан, которые и без объяснений всё прекрасно поняли и требовали выдать убийц Далакова им для самосуда. Толпу с трудом сдержали ингушские милиционеры. Они же задержали ликвидаторов, несмотря на то, что те успели вызвать подмогу на военных машинах и БТРах. Почти двадцать человек (двое успели скрыться) были доставлены в ГОВД. Национальностей они оказались самых разных, но в нижнем белье их были обнаружены корочки сотрудников ФСБ. Почему-то у чеченца — на грузинскую фамилию, у ингуша — на азербайджанскую, а у русских — на ингушские. А в багажнике брошенной «Газели» к тому же обнаружился человек в наручниках и с пакетом на голове. Несмотря на все эти досадные недоразумения, из-за которых «ликвидированный террорист» чуть было не начал на глазах превращаться обратно в убитого ингушского парня, свои не подвели: совсем скоро в ОВД, говорят, прибыли высокопоставленные сотрудники ингушской ФСБ. Они потребовали задержанных — отпустить, любое расследование по событиям — прекратить, пистолет, из которого был убит Далаков — вернуть. Пришлось исполнять. По приказу министра внутренних дел Ингушетии к вечеру ликвидаторы были отпущены. Подследственных из них не получилось, а вот «террорист» из Далакова — вполне удался. «…В свои двадцать он, по данным следствия, уже был активным участником банды. При себе у него была противопехотная граната Ф-1 оборонительного типа. «В городе Карабулак напротив здания бывшего детского сада «Рябинка» Апти Далаков, у которого при себе была граната, оказал вооруженное сопротивление. В результате Далаков убит на месте», — рассказал журналистам заместитель прокурора Ингушетии. Граната рядышком с застреленным — она всегда выручает, почище даже, чем в бою. Не надо жадничать, нечего гранату жалеть.

В дом к братьям Галаевым в селении Сагопши приехали почти через месяц, 27-го сентября. Как обычно, до рассвета. По словам родственников и соседей, было приехавших человек сто, в УАЗах, на БТРах. По их же, очевидцев, словам — как водится, ворвались в дом. Невзирая на присутствие детей, открыли шквальный огонь (детям в тот раз повезло), наповал уложили двоих Галаевых — Руслана и Саид-Магомеда. Один еще в постели был, другой, что дверь открывал, успел сделать несколько шагов, мертвый упал у кровати матери. Дальше — знакомым путем: забросали комнаты гранатами — чем не бой? — потом тела вынесли на улицу, туда же — родственников, посадили рядом, не постеснялись у них спросить черный пакет. В пакет — патроны со своего же автоматного рожка, затем пакет с патронами — в протокол обыска. На допросе мать кричала: «За что убили? Где власть?» «Какая власть?» — с улыбкой спросил следователь. — «Они оказали сопротивление». А очевидцы? Да что очевидцы, может, они обманывают. Из братьев Галаевых получались отличные «боевики», очень «сопротивлявшиеся»: одному было 24 года, другому — 21. Самое то, что надо. «В ходе спецоперации в селе Сагопши …двое боевиков оказали вооруженное сопротивление и были уничтожены. Один из уничтоженных Саит-Магомед Галаев 1983 (позывные «Абдул-Малик») являлся так называемым «эмиром» боевиков по Малгобекскому району», — передала в тот день пресс-служба МВД Ингушетии.

…И вот, если вернуться в 9-е ноября, в селение Чемульга, то там ситуация развивалась для ликвидаторов совсем не так удачно. Убитый при ближайшем рассмотрении, явно не соответствовал параметрам ни лютого амира, ни самого что ни на есть плохонького боевика. Ну не мог он при самом горячем желании оказать ликвидаторам из спецслужб хоть самое маленькое, слабенькое сопротивление. А другого подходящего в боевики кандидата рядом как назло не было. При таких неудачных обстоятельствах как бы самим из героических борцов с террором не превратиться в банальных убийц. Ликвидаторы напряглись, призадумались, посовещались… и пошли знакомым, накатанным путем. Боевика не было? Ну и ладно. А сопротивление — было!

…Семью Амриева да еще три соседских, в чем были, вывели из домов и уложили лицом вниз на холодный асфальт (из них было четырнадцать детей). Так они пролежат сколько нужно на морозце. Некстати подошедших милиционеров — отловили и насильно усадили в свои «газели», чтоб под ногами не путались. Дом забросали гранатами, расстреляли из автомтов и гранатомета, потом пустили внутрь слезоточивый газ, а напоследок — проломили стену БТРом. Всё это снимали на видеокамеру. Еще, говорят, возле тела убитого Рахима положили автомат. Был ведь бой, был! К приезду сотрудников военной прокуратуры это уже практически не оставляло никаких сомнений. Еще бы — такие руины организовать… Потребовали от замглавы администрации подтвердить: был бой, из дома стреляли. Иначе его самого обещали застрелить. «Стреляйте, когда-нибудь вас тоже расстреляют», — ответил он.

Еще говорили потом, что искали в этом доме некоего Махаури. По некоторым источникам, есть такой человек, Рустамат Махаури, и это именно он организовывает убийства этнических неингушей в Ингушетии. Возможно, этот убийца даже полагает себя амиром, в отличие от маленького Рахима Амриева. И еще два различия между ними есть. Рустамата Махаури 9-го ноября в Чемульге не было, а Рахим Амриев — был. И поэтому Махаури — живой, а Рахим — мертвый.

Впрочем, в «боевики» Рахима Амриева всё же не зачислили. Бравого отчета об очередной успешной «спецоперации» в СМИ пока не появилось. Вместо него появилось сообщение о возбуждении уголовного дела по факту убийства ребенка. Но как знать, чем кончится на этот раз… Ведь нормально, вроде, всё шло, обычным, знакомым путем, откатанным, отточенным в Ингушетии, испытанным на многих и многих, вроде Галаевых, Долакова, Белокиева… На этом пути к войне не должно, не может быть сбоев.

Анна Каретникова

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2008. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz