Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | графика | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

Выставка раздора

Очередной скандал, разразившийся вокруг экспозиции современного искусства, не привлёк бы нашего внимания, если бы не некоторые экспонаты, не допущенные с подачи руководителя минкульта Александра Соколова на выставку «Соц-арт. Политическое искусство из России», открывшуюся 19 октября в Париже.

Экспозиция, подготовленная отделом новейших течений Третьяковской галереи, вызвала возмущение министра культуры Александра Соколова, который назвал выставку «позором России». Публичное выступление Соколова спровоцировали в первую очередь картины и инсталляции арт-групп «ПГ» и «Синие носы». В свою очередь директор Третьяковки Валентин Родионов подал на Александра Соколова иск «о защите чести, достоинства и деловой репутации». Сумма иска символическая и вполне вписывающаяся в перформативные контексты авангарда — один рубль. Поводом послужили не оскорбления в адрес художников и составителей выставки, а обвинение в коррупции. Соколов предположил, что музейщики берут «откаты» за размещение тех или иных работ под брендом Третьяковки: «И получается такое вторжение частных капиталов в государственную политику, а это можно назвать не чем иным, как коррупцией». Но мы не собираемся разбираться, кто из чиновников прав, а кто нет.

В целом соц-арт не представляет особого интереса для пролетарских левых. Это направление авангардного искусства, зародившееся в начале 1970-х годов, как рефлексия на засилье лубочного агитпропа брежневского застоя, постмодерново смешивало революционные контексты социалистического СССР с образми целующихся членов политбюро ЦК КапПСС и старческой мочой социал-империалистического совка. Но история сыграла с этим интеллигентским, непролетарским и эстетским стилем злую шутку: покинув в перестроечные годы подполье, соц-арт сам стал официозом. А впоследствии, выйдя из ажиотажной моды, пересмешнические плакаты с монстрами в кумачовом президиуме, инсталляции коммунистической символики, предстающей в самых нелепых обстановках и прочие «неопознанные идеологические объекты» покрылись пылью и паутиной, став напоминанием о канувших в лету ревизионистских временах, представляя интерес лишь для узкого круга исследователей, художников да зарубежных коллекционеров.

Сегодня «Бегущая строка на мавзолее», «Поедание «Правды»» или «Пушкин в маршальском костюме» не вызвали бы такого негодования со стороны министра культуры, или очередного истерического выпада лапотных черносотенцев (кои тоже успели отметиться своим заупокойным голоском в нападках на «кощунственные «творения» современных «художников»», да и тремя годами ранее они не постеснялись устроить погром выставки «Осторожно, религия!» в Москве), если бы среди подготовленных к парижской выставке «Соц-арт. Политическое искусство из России», не оказалось произведений современных художников. Визии, поносящие наряду с брежневскими партаппаратчиками, коммунистических вождей скорее бы вызвали молчаливое одобрение государственных бюрократов и подпевающих им реакционеров, испытывающих неприязнь ко всему коммунистическому и вообще прогрессивному. А вот работы арт-групп «Синие носы» и «ПГ», формально и содержательно имеющие мало общего с соц-артом 1970-80-х, стали раздражающим фактором в разразившемся скандале, тем более что фотоколлажи современных художников поднимают темы, считающиеся, по меньшей мере, табуированными в российском обществе, склоняемом истеблишментом к патриархату и безмолвному смирению угнетённых с угнетателями.

«Эра милосердия» «синих носов», ставшая одним из главных раздражающих факторов для г-на Соколова — снимок целующихся копов в берёзовой роще (наш ответ английскому райтеру Роберту Бэнксу, автору граффити «Целующиеся копы»). Не рассматривая художественный уровень исполнения работы, сразу видно, почему же она так сильно насолила нынешнему официозу. С одной стороны «Эра милосердия» бросает вызов полицейскому государству, коим во всей красе предстаёт путинская Эрефия (невольно возникают ассоциации с «make love, not war»). С другой — открывает запретную тему гомосексуальности, да ещё гомосексуальности среди охранителей империалистических порядков, ежегодно угощающих резиновыми дубинками бедняжек гомосексуалов, которые пытаются хоть как-то отстоять свои права на существование.

Более интересны работы «ПГ». Серия их незатейливых коллажей «Слава России!» в определённом смысле имеет некий отголосок соц-арта, как постмодерновой рефлексии на лубок. Однако нынешние лубочные реалии сами являются постмодерновыми до мозга костей. Тот же лозунг «Слава России!», поднятый на свои знамёна всяческими реакционерами — от умеренных национал-патриотов, до откровенных черносотенцев и неонацистских отморозков — приобрёл официозный цвет, запах и вкус, когда президент Путин провозгласил его на Красной площади во время парада ветеранов Великой Отечественной, посвящённого 60-летию Победы над фашизмом. Поэтому, серию коллажей «ПГ» можно считать даже антипостмодерновыми, ибо работки-то весьма недвусмысленно иллюстрируют проявления капитализма. Вот лишь некоторые из работ этой серии: самодовольный сутенёр радушно предлагает «живой товар»; человек в погонах насилует солдатика перед строем; измождённая женщина явно неславянской внешности собирает пустые бутылки; женщина с ребёнком стоит в вагоне метро с протянутой рукой; сочная герла моет свои формы потоками «чёрного золота» в ванной на фоне маячащей в стенке нефтевышки; растаман за решёткой, оказавшийся там, по всей видимости, за косяк анаши… И под каждым таким сюжетом подпись — «Слава России!» Слава угнетению женщин, продающих своё тело ради того, чтоб прокормить семью. Слава призывному рабству и дедовщине. Слава нищете угнетённых народов, работающих в рабовладельческих условиях, гонимых милицией и фашистами. Слава «стабильности», основанной на зашкаливающих все пределы ценах за баррели на спекулятивных рынках мирового империализма, а также быстром росте прибылей ничтожного меньшинства и нищете повседневной жизни абсолютного большинства. Слава «борьбе с преступностью» в виде отлова любителей марихуаны, вынужденных за косяк либо сидеть за решёткой, либо отделываться штрафами, в то время как ряды россиян косит отнюдь не безобидная «трава», но смертельно опасные алкогольные суррогаты, а преступность никуда не девается из поскудной жизни, являясь неотъемлемой частью социального расслоения.

В общем, хотели того авторы, или нет, серия «Слава России!» получилась очень жёсткосоциальной и, не побоюсь этого слова, актуальной в условиях капиталистической реальности, за что и оказалась за бортом отправки в Париж. Хотя французским бюргерам, посещающим модные салоны, творения «ПГ» вряд ли были бы интересны с точки зрения отражения реальности. Им бы поэстетствоать над формами да помолиться на Николя Саркози, чтоб спас от ввергающих буржуазию в панический ужас забастовок рабочего класса и бунтов темнокожей молодёжи из парижских предместий…

Возможно, эти работы, как и всё в мире постмодерна, станут очередным товаром, купленным в каком-нибудь дорогом салоне тем самым сутенёром, или хозяином нефтяной корпорации… Но их смысл останется прежним, и реальность которую иллюстрируют фотомонтажи группы «ПГ» создаёт все условия для того, чтобы нынешние хозяева этого мира навсегда остались пылиться на задворках Третьяковской галереи и прочих мировых музеев.

 

 

 

 

 

Maoist Dog

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2008. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz