Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | графика | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

Ни бог, ни царь и не герой…

«V значит Вендетта» («V for Vendetta»), 2006

По графическому роману Алана Мура

Режиссёр: Джеймс Мактиг

Сценарий: братья Вачовски

Оператор: Адриан Биддль

Композитор: Дарио Марианелли

Продюсеры: Джоел Сильвер, Грант Хилл, братья Вачовски

В ролях: Хьюго Уивинг, Натали Портман, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт и др.

 

Очередная лента братьев Вачовски хоть и не превзошла по популярности и количеству кассовых сборов предыдущее детище сородичей-сценаристов — «Матрицу», однако по социальной значимости и актуальности «V значит Вендетта» стоит куда выше серии фильмов про всевластие искусственного интеллекта и виртуального миропорядка. Картина, ставшая дебютом молодого кинорежиссёра Джеймса Мактига, рассказывает о недалёком будущем. Англия, которая, по словам правящего ей в те годы диктатора Адама Саттлера, «превыше всего», стала править миром, подмяв под себя даже некогда могущественные, а к тому времени ставшие раздираемыми эпидемиями, голодом и разрухой U$A, не говоря уже о странах Третьего мира. Режим же, воцарившийся в новом Рейхе мало чем отличается от Рейха Третьего. Стилизованная под свастичные символы атрибутика в виде крестов, развешенная на улицах и в помещениях, отряды штурмовиков, TV-пропаганда, ведущаяся геббельсовскими методами, опыты над людьми, да и сам титул диктатора (канцлер) наводит на выстраивание соответствующих параллелей…

С другой стороны лента, снятая как экранизация комикса (первоисточником сюжетной линии стал один из графических романов Алана Мура), наводит и на другой сравнительный ряд. Уже с первых минут просмотра в подсознании начинают оживать образы знаменитого произведения Джорджа Оруэлла «1984». Между прочим, Джон Хёрт, играющий самонадеянного диктатора в «Вендетте», в экранизации романа-антиутопии исполняет роль героя-диссидента. Но это к слову.

Мы же рассмотрим так сказать смысловую и, не побоюсь этого словечка, идейную составляющую фильма.

«V значит Вендетта» хоть и эпатажно, но довольно точно говорит о сути капиталистической системы, о том, куда эта система может привести, об античеловеческой мотивации к прибылям и всевластию. Главный герой по имени V был участником секретной программы радикальных консерваторов во главе с маниакальным начальником тайной полиции Кригги. Суть этой программы заключалась в массовых заражениях людей неким вирусом, лекарство от которого одна из фармацевтических корпораций заранее изготовила, нехило впоследствии нажившись на смертях сотен тысяч мирных граждан. Заодно этот случай дал повод спецслужбам расправиться с очередной порцией «козлов отпущения», коими стала на скорую руку состряпанная «террористическая группа». Консерваторы же, воспользовавшись страхом народа, только укрепили своё всевластие. Лишь волею случая V остался жив после участия в тайных испытаниях бактериологического оружия и объявил «вендетту» фашистскому режиму, облачившись в маску Гая Фокса, участника Порохового заговора 1605 г., казненного за попытку взорвать британский парламент.

«V значит Вендетта» предостерегает зрителя от того, к чему идут современные империалистические державы (олигархо-бюрократическая путинская Роssия ли, расистские и паразитические U$A ли, чопорные и «веганствующие» страны ЕС ли, или кто-то другой), с их «антитеррористической» истерией, гонениями против гомосексуалистов, «инородцев», инакомыслящих, да и всех угнетённых в целом, прикрывая свою реакционнейшую линию идеями «духовности», «религиозности» и «богоизбранности», за коими кроются лишь жажда прибылей и аутодафе для неугодных. Именно с этого начинали радикальные консерваторы во главе с Саттлером. Именно на страхе перед угрозами, которые создали сами империалисты, в Англии, рисуемой фильмом братьев Вачовски, к власти пришёл режим прирождённых убийц (да простит меня Оливер Стоун за упоминание его преподобного имени всуе!).

Лента показывает, что даже достаточно «прогрессивная» нынче Европа с её эмансипацией женщин и секс-меньшинств, а также формальным запретом на пропаганду фашизма, может в любой момент скатиться к зловещему экспансионизму и реакции. Примером тому могут служить недавние парады SS-овцев в Прибалтике, победы на выборах неонацистских партий в Австрии и некоторых провинциях Германии, высылка мигрантов из Испании etc. Чего уж говорить о нынешней Роssии, где на фоне разговоров о «возрождении русской духовности» поднимают головы всякие ДПНИ и черносотенцы, бонхеды и прочие фашиствующие уродцы на улицах городов РФ почти в открытую расправляются с рабочими-гастарбайтерами, антифа и всеми теми, кто имеет неславянскую внешность, в школах и вузах навязывают религию, псевдонауку и мракобесие, а любая попытка гомосексуалистов отстоять свои самые примитивные права встречает дичайший отпор со стороны государства и ультраправых его приспешников. Всё дело в том, что в условиях империализма траектория политического маятника меняется от либерализации к фашизации вполне закономерно, исходя из социальной конъюнктуры. Либерализация и фашизация буржуазных режимов — это всего лишь маневры правящего класса, пытающегося избежать своей гибели. Поэтому в будущем, пока пролетариатом не будет уничтожена капиталистическая формация и не заменена на коммунистическую, неизбежно будут и более либеральные и более фашистские буржуазные общества, чем в прошлом. Пример фашистского общества хорошо проиллюстрирован очередным фильмом братьев Вачовски.

«V значит Вендетта» также и показывает, насколько боятся сильные мира сего любой «непредсказуемости». Ибо любая «внештатная ситуация» может стать посмертным аккордом для мира жестокости и несправедливости, нетерпимости и притеснения. Когда, например, V в годовщину порохового заговора взорвал здание верховного суда, правительство тотчас же объявило теракт «плановым мероприятием по уничтожению ветхих зданий», а когда главному герою в этот же день удалось выйти в телевизионный эфир с пламенной речью о том, что, собственно говоря, происходит, спецслужбам не осталось ничего иного, как начать палить по людям, на которых V одел маски Гая Фокса. «С этой страной происходит что-то не то…», «если появляется возможность протеста, человек начинает думать, он уже не устраивает Систему», Саттлер «пообещал порядок, пообещал мир, а в ответ он попросил лишь тихое молчаливое согласие», — говорит V, обращаясь к зрителям. (Не кажется ли вам, что эти, хоть и совсем наивные общедемократические фразы как никогда кстати подходят к нынешним расейским реалиям?) В ответ на дерзкие действия V, тайная полиция ужесточила режим прослушек, арестов и всевозможных расправ.

«V значит Вендетта» наглядно, хоть и нарочито гротескно и наивно, показывает изменение личности, находящейся под катком тяжёлейших условий существования. Попутчица главного героя Иви, проходя через огонь и воду испытаний, в том числе устроенных и самим V, превращается из продукта фашистской программы «перевоспитания молодёжи», а именно из обычного обывателя, не верящего в себя и свободу, — в настоящую соратницу «неуловимого мстителя» V, валькирию революции, пуская по тоннелю состав, наполненный взрывчаткой, под здание парламента, доводя до логического конца неосуществлённый в 1605 году пороховой заговор. Аналогичные изменения происходят и с миллионами людей, ещё недавно живущих в страхе, а теперь ликующими от залпов салюта победы над тиранией, когда под звучание классической музыки рушится здание парламента. Массы из внимательных телезрителей и послушного электората превращаются в субъект истории и творцов своего будущего, снимая маски Гая Фокса и просачиваясь через кордоны ошеломлённой полиции.

А ещё «V значит Вендетта» прямо говорит об утопичности пацифизма и надежды на мирный переход к Другому Миру. Здесь вы не увидите либеральных соплей насчёт «ненасильственных действий». Их в условиях тотальной диктатуры просто не может быть. Вопрос стоит прямо: «кто кого», без какой-либо надежды на беспонтовые компромиссы с абсолютным злом в лице режима Саттлера-Кригги. В конце-концов Карфаген должен быть сокрушён, и он сокрушается без тени надежды на «бархатный» вариант развития событий.

Но есть в этом фильме и немало идеалистических моментов.

Революция, конечно, даже в таких условиях — дело весёлое, на первый взгляд, облечённое в яркие краски фейерверков, звуки музыки и прочих эстетски-романтических атрибутов. Но чтобы революция победила, совершенно недостаточно субъективного желания. Нужны объективные условия, каковыми являются ужесточение экономического положения пролетарских масс, завинчивание гаек, война, нестабильность и др. вскрывшиеся раны общества.

Да и с чего это англичане стали вдруг субъектами революции? А где негры, латиноамериканцы и азиаты? Эта тирания должна быть, в первую очередь направлена против них! Исторический опыт показывает со всей ясностью, что фашизм изнутри устойчив. Гитлеризм пользовался поддержкой большинства немецких рабочих, пока не потерпел неудачу в попытках вечно подкупать их за чужой счёт. А тут... экономики нет, осталось только гуманистическое содержание, демократичные (от природы?) англичане из моралистических соображений выступают против диктатуры? Тут-то братья-акробатья Вачовски, промахнулись с правильным пониманием ситуации, хотя не совсем они, а Алан Мур, нарисовавший в своё время креатив, ставший основой для сценария «V значит вендетта».

Революция V (начинающаяся, кстати, с мести главного героя своим непосредственным обидчикам) — это китчевая утопия, ибо одному вождю-вдохновителю (рабочей аристократии, подкупаемой государством, подмявшим под себя весь мир), настолько неправдоподобно и в то же время мастерски расправляющемуся с врагами посредством кинжалометания, преодолевающему множество преград и смертельных опасностей, невозможно совершить её. Для этого нужна массовая организация, опирающаяся на народ, а не один или несколько, оторванных от него героев, пусть даже тысячу раз праведных.

«Люди отвоюют для себя новый мир. С другой стороны, стоит мне задуматься о судьбах конкретных участников революции, я ловлю себя на мысли о том, что не могу с уверенностью говорить об их спасении», — говорил в своё время один из лидеров «Чёрных Пантер» Хьюи Ньютон. И он как никогда прав, чёрт возьми! Хотя главный герой и приносит себя в жертву, его «революционное самоубийство» на деле не принесло бы такого результата, который достигнут в конце фильма.

V и его революционный проект — это, по большому счёту, эсеровский, сугубо индивидуально-террористический проект.

«Враг сам по себе не исчезнет», — философски замечал Мао. Поэтому с врагом нужно драться, драться повседневно, драться на всех фронтах. В этом отношении героизм V, заслуживает самого большого уважения, хотя «Никто не даст нам избавленья — ни бог, ни царь и не герой»…

А.СХИВИЯ

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2007. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz