Интернет-проект Саратовской ячейки Российской маоистской партии

наш манифест | программа | политика | культура | библиотека | стена дацзыбао | ссылки | mailto

Интервью с рабочим активистом, секретарём забасткома АвтоВАЗа, Антоном Вечкуниным

— Расскажи о ситуации на предприятии. По каким направлениям идёт угнетение рабочего класса, каково положение работников сейчас, каковым является основной уровень заработной платы?

— Волжский Автомобильный Завод в городе Тольятти — крупнейший автозавод России, в этом его особенность. Кроме того, нынешняя цель руководства завода — перепродать наш завод. Что ожидать от перепродажи? Чего угодно вплоть до массовых сокращений... Сейчас для работников завода важно достойно встретить новых хозяев. Организованно, собраннее. Самое время похоронить в сознании остатки надежды на доброго дядю-хозяина, на героев всяких, вождей. Герой не поможет, только организация. Добиться рабочему благополучия в одиночку невозможно. Нужно встретить перемены вместе, одной организацией, это поможет и для защиты от нового хозяина (в случае увольнений) и для наступления (в случае необходимости приступить к забастовке).

— Какие требования ставят рабочие АвтоВАЗа?

— Экономические. Поднять зарплату лишь до 25 тысяч рублей. Это столько, сколько нам обещала основная партия начальства «Единая Россия» на наших последних самарских мартовских выборах. В перспективе, требование наёмных работников России должно быть — поднять зарплату до реальной стоимости рабочей силы, по расчетам Института Ракитского он равен на 2007 год — 47 500 рублей. Та реальная стоимость нашей жизни, которая необходима для НОРАМАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни. Количество денег, необходимых для пропитания, жилья, отдыха, развития, накопления на старость. Но также и на «восполнение рабочей силы», т.е. на детей, которая в нынешних расчетах о зарплате совершенно не учитывается. Зарплата обязательно должна рассчитываться на двоих минимум, на самого работника и на одного ребёнка.

— На какой стадии находится сейчас уровень классовой организации и самоорганизации рабочих предприятия и каково отношение основной части рабочих АвтоВАЗа к борьбе за свои права?

— Большинство рабочих нашего предприятия всё ещё надеются на славного героя с небес, который придёт и спасёт их от злого начальства и даст им хорошую зарплату. Придёт лидер, объединит нас всех и поведет на борьбу. Не нужно ждать! Сделай сам что-нибудь вместе со своей бригадой. Некоторые, не знающие как сопротивляться беспределу администрации, выбирают самый лёгкий путь: пьянство на рабочем месте, прогулы, порча товарных автомобилей, увольнение. На огромный завод нам не хватает сознательных рабочих, лидеров, для организации результативной борьбы за свои права. Надо нам всем осознать: «Не бывает счастья для одного!»

— Насколько массово на предприятии распространена практика сверхурочной работы и принуждает ли администрация трудовой коллектив к дополнительным работам? Каков объём сверхурочных по времени?

— Без сверхурочных работ сейчас уже невозможно выполнить план выпуска автомобилей. К этому привело и то, что рабочих не хватает, и то, что это прямая экономия заработной платы. Таким образом, низовое начальство рвёт на себе галстук, чтоб вывести рабочих сверхурочно. Для этого не гнушаются угроз, шантажа. Всеобщая «итальянская забастовка», т.е. работа по всем правилам и без сверхурочных — есть решение этой проблемы. Это же поможет нам добиться повышения зарплаты.

— Что представляет из себя профсоюз «Единство»? Является ли он в классическом смысле пролетарским профсоюзом, в котором нет места для боссов?

— По своему уставу в профсоюз «Единство» невозможно вступить представителям администрации. Это принципиальная позиция настоящего профсоюза. Работнику и нанимателю нет места в одной организации. Это разные общественные классы, антагонистичные друг другу до мозга костей. Да и не пойдёт, например, начальник участка какой-нибудь в классовый профсоюз, загрызёт и уволит собственное начальство.

— Расскажи поподробнее о репрессиях, которые применяют угнетатели в отношении сражающихся рабочих предприятия, в частности, к тебе и твоим товарищам.

— Один из начальников участков бегал по цеху и пугал бастующих пригоном ОМОНа с дубинками, если не приступят к работе. Большое количество милиции во время забастовки вообще действовало угнетающе. Но основное давление было оказано уже после, направленное в первую очередь на небастовавших. Есть сведенья, что «профкомычи» из жёлтого «профсоюза» АвтоСельхозМаш распространяли листовки по заводу, в которых утверждалось, что за забастовку по заводу уволено около 400 человек, и это только начало. В городских СМИ, подконтрольных администрации завода, утверждалось, что забастовку организовали бандиты. Чтож, уже собственный коллектив для НИХ бандиты. На меня лично оказывалось давление со стороны администрации цеха, представителей жёлтого «профсоюза». На работе за мной вели наблюдение работники службы безопасности, следуя за мной по всей территории завода, вплоть до туалета. В городе, по замечанию моих товарищей, какие то подозрительные лица следовали за нами по пятам.

Напомню, что до забастовки я был изолирован «правоохранительными» органами на трое суток. А также за забастовку меня пытались уволить, но ничего у НИХ не вышло.

— Расскажи о скандале вокруг «экстремистских» листовок. Действительно ли была опасность возбуждения в отношении тебя и твоих товарищей уголовного дела?

— Каким-то образом моя листовка попала в отдел милиции ВАЗа, откуда мне звонили и требовали встречи. Позже во время моего ареста в спецприемнике ко мне приходил некто на беседу насчёт листовок. Листовка, а вернее её назвать бюллетень, шла под названием «Рабочий вопрос Тольятти». Главная статья «СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА НА АВТОЗАВОДАХ РОССИИ?», где утверждалось, что на ВАЗе самая низкая зарплата у рабочего по автопрому России. Далее — хроника рабочего движения России. Ну и в конце статья «ПОЧЕМУ РАБОЧИМ НУЖЕН СВОЙ ПРОФСОЮЗ?». Единственное место, которое может заинтересовать искателя жаренного фраза «Хорошее решение двух вышеозначенных проблем — повышение зарплат рабочего за счет начальства». Никаких политических требований в листовке не было.

— Насколько реальной является перспектива закрытия или перепрофилирования предприятия на сборку исключительно иномарок?

Закрывать не будут, думаю. Иностранным инвесторам наш завод — конфетка. Здесь дешевевшая рабсила, готовая инфраструктура, готовый рынок сбыта. Перепрофилирование возможно. Наш завод нынешние хозяева хотят распродать по частям. Часть, думаю, к ней относится сборочное производство, продать хотят «FIAT». За стратегию новых хозяев быть уверенным, я не могу. А нынешнее не скажет, если бы и знало. Так уж сложилось у нас на ВАЗе — до рабочих доводят информацию в последний момент и нехотя.

 

— Расскажи о результатах забастовки. Достигнуты ли поставленные цели и готовы ли рядовые сотрудники предприятия и дальше сражаться за свои права?

— Результат есть, безусловно. Подняли зарплату, правда, на смешную тысячу рублей. То есть администрация воспринимает рабочих не настолько всерьез. Хотя в этом результат организованности  настойчивости работников. Администрация так и не вышла на переговоры с бастовавшим коллективом. Но самое главное — рабочие поверили в свои силы и в возможность отстаивать свои интересы, организовывать забастовки. А это понадобится, так как конечная цель — достойная оплата труда, а значит и значительное повышение зарплаты не достигнута.

— Сегодня на многих предприятиях классовый конфликт раскаляется до предзабастовочных ситуаций, однако зачастую, в силу слабых традиций организации и самоорганизации, пролетарии теряются и идут на поводу у хозяев и их прислужников из официозных профсоюзов. Исходя из своего опыта и опыта борьбы рабочих АвтоВАЗа, посоветуй, как можно наиболее эффективно организовать классовое сопротивление на предприятии, с чего необходимо начать.

— В первую очередь, те люди, которые не равнодушны к этой проблеме, должны обязательно уже сейчас подключаться к рабочей борьбе. Проблемы наёмного работника касается каждого из нас. Необходимо распространять информацию о том, что такое заработная плата и какой она должны быть, что такое стоимость рабочей силы. То есть на данном этапе пропаганда так называемого «тред-юнионизма». Наёмный труженик должен научиться ценить свою рабсилу и требовать повышения оплаты за нее. В ходе борьбы каждый непринужденно приходит к необходимости рабочей организации. Она же критически необходима для выдвижения политических требований рабочих масс. Одиночки за класс, не могут выразить интересы. Только организация. Поэтому необходимо искать активных людей на собственном предприятии. Искать людей для распространения информации и литературы боевых профсоюзов. Охватить все предприятие. Из них можно выбрать ребят порешительнее двоих, троих — уже комитет, почти профсоюз.

Главное — ни в какой момент не замыкаться на себе. Нужно искать выход на другие предприятия, создавать там свою организацию или филиал. Сила рабочего в силе и сплоченности его организации.

— И напоследок, как ты оцениваешь рабочее движение в России, на каком уровне оно находится и в какой степени готово к грядущей социалистической революции, к переходу от капитализма к социализму, от диктатуры буржуазии к диктатуре пролетариата?

— Сделай первый шаг. Создай организацию на собственном рабочем месте, кем ты ни был, токарь, дворник, программист в фирме, работник супермаркета, все вместе мы суть — неимущий класс, пролетариат. Займись самообразованием. Прочитай трудовой кодекс, Маркса почитай, и вот тогда делай каждый для себя сам вывод... на каком уровне мы находимся!

беседовал А.Схивия

На главную

Mailto

Copyleft. RusMaoParty in Saratoff, 2007. This includes all images and design. Best viewed in 600 x 800 resolution using

Microsoft Internet Explorer or Mozilla Firefox

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz